Страничка учителя-логопеда

14.05.2014.

ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯСТОРОНАРЕЧИ

Одним из разделов общей культуры речи, характеризующей­ся степенью соответствия речи говорящего нормам литературно­го языка, является звуковая культура речи, или ее произноситель­ная сторона. Основные компоненты звуковой культуры речи: интонация (ритмико-мелодическая сторона) и система фонем (зву­ки речи). Остановимся подробнее на каждом.

 

ИНТОНАЦИЯ

Интонация — это совокупность звуковых средств языка, кото­рые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые от­ношения между частями фразы, сообщают фразе повествователь­ное, вопросительное или повелительное значение, позволяют го­ворящему выражать разные чувства. В письме интонация в из­вестной мере выражается посредством знаков препинания.

Интонация включает следующие элементы: мелодику, ритм, темп, тембр речи и логическое ударение. Мелодика речи— повы­шение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе. Ритм речи — равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Темп — скорость произнесения речи. Он может быть уско­ренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоцио­нальной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи сни­жается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых час­тей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы — остановки в потоке речи. В детс­кой речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания. Тембр— эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивле­ния, грусти, радости и т. д. Тембр речи, ее эмоциональная окра­шенность достигаются путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.

Логическое ударение— смысловое выделение слова во фразе путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения.

Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать

речевой слух— такие его компоненты, как восприятие соот­ветствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуковысотный слух — восприятие движений тона голоса (повышение и понижение),

основные качества голоса — силу и высоту,

речевое дыхание— его длительность и интенсивность.

 

15.03.2014

Профилактика нарушения произношения [hH Р Р] и [hH Р Р’]

И

ГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ

ПИЛКА ДРОВ. Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя — вдох, руки от себя — выдох.

ПОГРЕТЬСЯ НА МОРОЗЕ. Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

НАДУЕМ ИГРУШКУ. Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через в отверстие игрушки.

ЛИСТЬЯ ШЕЛЕСТЯТ. Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они «зашелестели».

БАБОЧКИ» Перед детьми раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены тонкими нитками к «полянке». Дуть на бабочку можно только при одном выдохе. По сигналу «Красная бабочка полетела» дети дуют на бабочек красного цвета и т. д.

ЗАДУТЬ СВЕЧУ. По очереди подносится детям зажженная свеча. По сигналу «Тихий ветерок» дети медленно выдыхают так, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» дети стараются на одном выдохе задуть свечу.

ПОКАТАЙ КАРАНДАШ. Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш.

КОСТЕР. Перед детьми кладется макет костра с полосками тонкой красной бумаги. Детям предлагается раздувать «угасающий» костер, вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.

ЧАЙНИК ЗАКИПЕЛ. У каждого ребенка пузырек с узким горлышком диаметром 1-1,5 см. По сигналу «У Саши чайник закипел» один из детей (Саша) дует в отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.

СНЕЖИНКИ ЛЕТЯТ. На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу «Снежинки летят».

ВЕРТУШКА. Детям предлагается длительно подуть на вертушку, чтобы она плавно вертелась.

10.02.2014

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, БАБУШКИ И ДЕДУШКИ !
ПОЖАЛУЙСТА, ежедневно вечерами и обязательно в выходные дни уделите внимание Вашим детям или внукам, 20-30 минут поиграйте с ними в речевые игры, и я, учитель-логопед, обещаю Вам награду за это — будущие успехи Ваших детей в обучении. НЕ ПОЖАЛЕЙТЕ НЕМНОГО ВРЕМЕНИ ДЛЯ СВОИХ МАЛЫШЕЙ!!!
I. Игра « Что бывает…» (активизация и развитие словаря ) . Попросите ребёнка перечислить как можно больше предметов, которые могут быть: круглыми, синими, длинными, твёрдыми, высокими, шершавыми, прозрачными, холодными, красными, широкими, квадратными, плоскими, металлическими.
П. Игра «Сказочник» (расширение и активизация детского
словаря).
Предложите ребёнку на некоторое время стать сказочником и
придумать сказку или рассказ с заданными словами, например:
кошка, мышка, молоко, норка, кувшин.
  1. Игра «Переходы» (развитие внимания, мышления, речи).
    Покажите ребёнку 2 картинки, на которых нарисованы любые
    предметы, или назовите 2 слова. Ребёнок должен придумать слова,
    служащие переходом от одного к другому предмету, но так,
    чтобы получилось предложение (законченное по смыслу высказы­
    вание). Например, «белка» — «орехи». Переходами между ними могут
    быть следующие слова: «ест» («Белка ест орехи»), «любит» («Белка
    любит орехи»), «грызёт» («Белка грызёт орехи»).
  2. Игра «Последняя буква» (развивает мышление и речь).
    Взрослый начинает игру и называет слово. Ребёнок вспоминает
    слово на последний звук. Итак по кругу. Желательно, чтобы
    слова оканчивались не на 1-3 звука, а на различные звуки, тогда
    игра будет интересна для ребёнка и не наскучит.
V. Игра «Звуки перепутались» (готовит детей к звуковому анализу,
развивает слуховую память).
Взрослый читает весёлые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребёнок называет слово правильно и обязательно говорит, какими звуками отличаются пары слов:
1.Нашла я в сливе… кофточку, 5. Созрел на дереве…кафтан,
Надела Соня… косточку. Зимой надену я… каштан.
2.На дерево уселся…граф, 6. Когтистые у киски…тапки,
Живёт в красивом доме…грач. У Сони новенькие…лапки.
3.Зазеленели в парке… детки, 7. Далеко идти мне… пень,
И на прогулку вышли… ветки. Лучше сяду я на… лень.
4.В лесу летают летом…кошки, Охотятся на мышек… мошки.
VI. Игра «Правда или нет» (развитие мыслительных операций,
развитие слухового внимания)
Взрослый предлагает ребёнку разобраться, что в высказываниях правда, а что нет. Если утверждение верно — ребёнок должен хлопнуть в ладоши, а если неверно — быть спокойным. Утверждения : — Птица летает.
  • Трактор стеклянный.
  • Трава синяя.
  • Корова ест траву.
  • Колёса квадратные.
  • Лошадь мычит.
  • Корова даёт молоко.
  • Утка крякает.
  • Лягушка летает.
  • У зайца большие уши.
  • Мухомор — съедобный гриб.
  • Белка любит капусту.

 

01/10/2013

Счетные палочки-обучалочки

Многие педагоги применяют счётные палочки только на занятиях по ФЭМП для формирования навыков счёта. Этот дидактический матери­ал успешно используется для развития мелкой моторики рук, внима­ния, памяти, логического и абстрактного мыш­ления детей средней группы.
Оформите карточкизадания со стихотворениями и схемами изображений различных предметов.
Карточкизадания могут использоваться:
  • воспитателем на групповых и подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе с де­тьми и в их самостоятельной деятельности;
  • родителями для занятий с детьми дома.
    Взрослый читает ребёнку стихотворение и  предлагает выложить из счётных палочек фи­гурку по образцу или придумать свой вари­ант. При желании дети могут сначала выучить стихи наизусть, а затем выложить фигурки.
Шапочка на ножке
Около дорожки.
В мой просторный кузовок
Полезай скорей, грибок.

25/09/2013

Формирование грамматического строя речи

Перед детским садом стоит задача — научить детей правильно говорить, т. е. правильно произносить все звуки в словах; употреблять правильные грамматические формы слов. Очень важно в дошкольном возрасте зало­жить основы правильной русской речи, так как исправ­лять потом ошибки, перешедшие в привычку, значитель­но труднее. Кроме того, чистая правильная речь необхо­дима и для дальнейшего обучения в школе. Известно, что грамотная речь — залог успеха в усвоении учащи­мися правописания.
В речи детей дошкольного возраста нередко встреча­ются грамматические ошибки, главным образом наруше­ния морфологической системы русского языка. Наиболее распространенные ошибки детей:
изменение по падежам несклоняемых имен существи­тельных (Воспитательница играет на пианине);
искажение рода существительных (Один большей яб­лок);
неправильное окончание имен существительных мно­жественного числа в родительном падеже (Много гусев);
неправильные формы глаголов при изменении их по лицам и временам (Я рисоваю).
Грамматические ошибки в речи детей объясняются тем, что вследствие сложности морфологической системы русского языка дети усваивают многообразие граммати­ческих форм слов почти на протяжении всего дошколь­ного возраста/

Иногда взрослые не обращают внимания на ошибки в речи детей, даже повторяют их шутки, а это замедляет процесс усвоения грамматических форм языка.

Надо учесть и то, что грамматические ошибки у детей могут быть в результате влияния неправильной речи взрослых (диалектный говор, просторечие).

Кроме грамматических, в речи детей нередко встреча­ются лексические ошибки; например, они говорят:Раздень пальто вместо Сними пальто или Одень шапку вместо Надень шапку и т. д.

По формированию грамматически правильной речи можно выделить следующие дидактические задачи:

  •  усвоение рода существительных;
  • усвоение родительного падежа множественно­го числа существительных;
  • усвоение названий детенышей животных;
  • усвоение несклоняемых существительных;
  • усвоение правильных форм глаголов.
15/01/2013

Неправильное произношение закрепляется в результате следующих причин:

1). Неправильная речь окружающих. Встречающиеся в ней некоторые из перечисленных недочетов поддерживаются в речи детей.
2). Недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих. Они не показывают в трудных случаях, как следует артикулировать данный звук, не поправляют ребенка, не вызывают его интереса к произношению. Предоставленный своим собственным силам, он не всегда удачно и вовремя преодолевает трудности произношения.

3). Непосильная для ребенка речевая нагрузка. Взрослые часто побуждают детей заучивать слишком обширный и трудный для них речевой материал. Нередко «усердные» родители форсируют изжитие возрастных особенностей речи настойчивыми исправлениями и требованием говорить правильно. В результате переутомления физиологических механизмов речи речевые неправильности еще более закрепляются и даже приумножаются. Кроме того, у ребенка тускнеет интерес к речи, к правильности ее, так как энергия его к изучению языка напряжена до тех пор, пока он видит перед собой нужное и необходимое, и падает, когда он чувствует, что от него требуется непосильное.
4). Неблагоприятная обстановка, среди которой живет ребенок в период развития своей речи: постоянный шум, крики, суета, оглушающие ребенка, утомляющие его и мешающие ему четко воспринимать речь окружающих.

 

16.10.2012

Десять простых советов учителя-логопеда родителям.

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
  • Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  • Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  • Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите «Что он делает?» вместо «Он играет?»
  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  • Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» (это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.).
  • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  • Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами.
  • Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  • Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  • Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  • Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».
Автор статьи — преподаватель ЦГРД Сидякина Н.Н.

10.09.2012

Если научить ребёнка говорить

Если научить ребёнка говорить,
Он расскажет вам о том, что в жизни происходит.
Солнце как встаёт, и как оно заходит.
Если научить, да так чтоб понимали
Вашего ребёнка разговор,
Вопросов чтоб не задавали,
— Что сказал?… Не может до сих пор?
Надо научить ребёнка говорить,
Так, чтобы слова ложились в предложенья,
И писалось, чтоб без затрудненья,
Надо научить ребёнка говорить.
И, когда малыш со счастливыми глазами
Перескажет то, о чём впервые прочитал,
Вот тогда вы убедитесь сами —
Ваш малыш увереннее стал.

Ни для кого ни секрет, что владение речью, обслуживающей практически все виды человеческой деятельности, является залогом успеха во многих областях и сферах жизни. Однако почему то принято считать, что речевые умения и навыки не требуют специального внимания, а формируются как бы сами собой. Это глубочайшее заблуждение.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат.

«Жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ребёнка, служить фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии со взрослыми и с другими детьми»
В.А. Петровский

Комментарии запрещены.